Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета

Информационно-образовательный центр “Волма”

    В настоящее время на базе комплекса реализуется проект ЮНЕСКО по созданию Экологического информационно-образовательного центра. В центре создана особая информационно-образовательная среда сочетающая:

  • экологически чистое природное окружение;
  • новейшие образовательные технологии;
  • богатые историко-этнографические традиции.

      Экологический информационно-образовательный Центр «Волма» создается на базе Филиал «Ресурсный центр ЭкоТехноПарк – ВОЛМА» УО «РИПО» Международного государственного экологического института имени А. Д. Сахарова БГУ по решению Бюро ЮНЕСКО в Москве. Данный проект следует рассматривать как продолжение и завершение предыдущего проекта « Экологическая этика в системе биоэтического образования Республики Беларусь», который выполнялся на базе МГЭИ им. А. Д. Сахарова БГУ в 2008-2009 гг. Проект, рассчитанный до конца 2009 г., предполагается осуществлять, во-первых, на основе уже имеющейся материально-технической базы «Волма» МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ; во-вторых, путем внедрения образовательных программ и методических рекомендаций, разработанных в ходе исполнения предыдущих этапов проекта ЮНЕСКО «Экологическая этика» ; в-третьих, используя природные богатства и исторические традиции «Волмы».

       В настоящее время разработка проблем экологии, бережного природопользования, поиски новых видов энергии и энергосберегающих технологий являются общемировой тенденцией стратегии устойчивого развития. В данном контексте биоэтическое и техноэтическое измерения современной экологической ситуации требуют для своего решения качественно нового типа ментальности профессионалов и населения. В его формировании определяющее значение имеет экологическое образование, призванное способствовать развитию социально-интеллектуальной базы для реализации идей устойчивого развития, которое нуждается сегодня в «нелинейных» моделях поведения. В становлении современной системы эколого-этического образования значительную роль играют информационные технологии , позволяющие ему не ограничиваться рамками вуза: оно должно быть непрерывным, открытым, «выводить» индивида в мировое культурное пространство, охватывать все стороны его развития.

    Использование в эколого-образовательном процессе информационных технологий и аналитических средств позволит реализовать такие факторы обучения, как междисциплинарность, интеграция и интернационализация научно-педагогического процесса, соединение обучения с научными исследованиями, расширение глобальных и региональных научных коммуникаций. Создание системы информационно-технологического оснащения Центра, оборудование его необходимыми учебно-методическими материалами, расширение демонстрационно-экологического пространства явится основой непрерывного эколого-этического образования, обеспечивающего гармоничное сочетание профильной экологической и инженерно-технической подготовки студентов на основе компьютерных технологий.

        Решению этих задач и подчинено создание Экологического информационно-образовательного Центра.

      В настоящее время в Волме завершено строительство и оборудование учебно-гостиничного комплекса с автономной системой энергоснабжения за счет использования экологически чистых способов получения энергии ветра, солнца, воды и биомассы. Действует микроГЭС, котельная на древесном биосырье (установлены при финансовой поддержке земли Форарльберг, Австрия, и Института им. Отто Хуга, Мюнхен, Германия). Ведутся работы по реконструкции усадьбы, экологического парка, демонстрационной площадки , на которой размещены образцы установок, использующих для производства энергии возобновляемые энергетические ресурсы, ветроэнергетические установки, солнечные батареи (дар земли Форарльберг, Австрия). С помощью ЮНЕСКО приобретено необходимое мультимедийное оборудование и наглядные пособия.

  Материально-техническое обеспечение является фундаментом для создания Экологического информационно-образовательного Центра, предусматривающего проведение в «Волме» студенческих и школьных учебных и полевых практик. Причем его материально-техническая база сориентирована не только на учебный процесс, но и на научно-исследовательские и экспериментальные работы, проводимые сотрудниками, аспирантами и магистрантами университета.

      Центр оборудован современной мультимедийной аппаратурой, подключен к Интернету. Это способствует фундаментализации и технологизации образования в области естественных наук и вместе с тем – его гуманизации за счет непосредственного погружения обучаемых в особую информационно-образовательную среду , сочетающую в себе:

  • экологически чистое природное окружение,
  • новейшие образовательные технологии,
  • богатые историко-этнографические традиции «Волмы».

     Такая среда может быть использована:

  • в целях экологического обучения и воспитания будущих специалистов,
  • повышения квалификации преподавателей экологии,
  • этико-экологического просвещения учащихся школ.

     Все это определяет актуальность и значение проекта ЮНЕСКО, в основу которого положена идея информационно-технологического обеспечения и оборудования учебно-научного комплекса МГЭИ им. А. Д. Сахарова БГУ «Волма», превращения его в экологический информационно-образовательный центр и использования его в обучающих и воспитательно-просветительских целях.

     В дальнейшем предполагается постоянное использование Центра в качестве методической, организационной и информационной базы эколого-этического образования и обучения.

  1. Планируется разработка методических пособий и компьютерных программ по применению информационных технологий в экологии, экологическом образовании и энергосбережении.
  2. Предполагается расширение экскурсионно-познавательной «эксплуатации» экологического парка «Волмы», его демонстрационной площадки с образцами установок, использующих экологически чистые возобновляемые источники энергии. В частности, заключен договор с Республиканским экологическим центром для детей и юношества об организации и проведении систематических экскурсий для школьников. В долгосрочной перспективе – создание эколого-этнографического центра для просвещения студентов и школьников;
  3. Планируется создание экологической тропы, включающей как природные, так и энерговырабатывающие объекты, осуществляется разработка маршрутов, обозначение объектов, заповедание вековых деревьев парка и др. Ведется подготовка экскурсоводов-инструкторов из числа студентов. В воспитательных целях предполагается использовать эколого-этнические традиции белорусского народа (усадьба Ваньковичей, флигель, подвалы и др.).
  4. Предполагается использование Центра как информационно-технологической базы для повышения квалификации преподавателей экологии школ и вузов Республики, проведения семинаров-тренингов с презентацией учебных пособий, подготовленных в рамках предыдущего проекта, научно-практических семинаров и конференций по экологической этике для участников сети стран СНГ; привлечение с этой целью имеющихся в «Волме» ресурсов: оборудованного учебно-жилого помещения, старинного подвала и флигеля (в перспективе – дома-усадьбы Ваньковичей), экологического парка и демонстрационной площадки возобновляемых источников энергии ;
  5. На базе Волмы планируется создание методического центра для проведения общественного обсуждения актуальных социально-экологических проблем (организации конференций и семинаров для целевых аудиторий; проведение акций с участием представителей общественности и СМИ);
  6. Важнейшей перспективой Экологического информационно-образовательного Центра «Волма» является его включение в международную акцию для устойчивого развития территорий – Местная повестка – 21 , в рамках которой планируется:
  • поэтапное расширение экологической тропы и оформление «зеленого маршрута» Парк Волма – Якутские горы;
  • помощь деревне Волма в организации и осуществлении социально-экономической программы Местная повестка – 21;
  • восстановление и реконструкция усадьбы и парка Ваньковичей.

     Таким образом, создание Экологического информационно-образовательного Центра «Волма» в результате реализации проекта ЮНЕСКО будет способствовать расширению доступа к информационным ресурсам в области возобновляемых источников энергии, биотехнологий, биоэтики и экологической этики; развитию системы непрерывного образования и повышения квалификации в области экологии, природопользования, этического мониторинга и регулирования практической деятельности специалистов-экологов; формированию их энвайронментального сознания; повышению уровня экологической культуры специалистов и населения Республики Беларусь.