Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета

Факультет экологической медицины

Фэм
                                                       
                                                          Адрес: г. Минск, ул. Долгобродская, 23/1, каб.414
                                                          Телефон: +375 17 398-93-59
 
Декан Бученков Игорь Эдуардовичкандидат сельскохозяйственных наук, доцент.
Зам.декана: Грицкевич Евгений Ростиславович, кандидат биологических наук, доцент.
Зам. декана по учебной и научной работе: Новикова Наталья Михайловна.
Ведущий специалист: Кравченя Наталья Ивановна.
Специалист 1-й квалификационной категории: Кошкина Наталья Евгеньевна.
  • 1-80 02 01 «Медико-биологическое дело», квалификация – «Биолог-аналитик. Преподаватель биологии».
  • 1-33 01 05 «Медицинская экология», квалификация – «Эколог-эксперт».
  • 1-33 01 01 «Биоэкология», квалификация – «Биолог-эколог. Преподаватель биологии и экологии».

История создания

Показать »

Факультет экологической медицины был создан первоначально как департамент радиобиологии, радиационной и ядерной медицины. Большой вклад в становление и развитие департамента внес ректор МГЭУ им. А. Д. Сахарова профессор А. А. Милютин, руководивший подразделением с 1994 по 1997 год.
Факультет готовит студентов для изучения и оценки воздействия факторов внешней среды био- и абиогенного происхождения на состояние клеток, тканей, органов и всех систем организма (сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, иммунной и др.). Студентов обучают методам диагностики различных видов патологии, оценки эффективности проводимого лечения (иммунокоррекции, скрининга иммунореактивных препаратов), методам поиска молекулярных маркеров воздействия на организм экологических факторов и молекулярных маркеров протекающих патологических процессов, а также всему спектру современных клинико-диагностических методов.
Студенты факультета проходят хорошую практическую подготовку не только в лабораториях университета, оснащенных современным оборудованием, но и на базе клиник, клинических и научно-исследовательских лабораторий, в институтах Национальной академии наук Беларуси, в клинических и научно-исследовательских институтах Минздрава и других организациях и учреждениях как медико-профилактического, так и лечебного профиля.

Научно-исследовательские лаборатории:

Показать »

  1. НИЛ Радиационной биохимии и биофизики
  2. НИЛ молекулярных маркеров экологического воздействия
  3. НИЛ общей и экспериментальной биологии
  4. НИЛ иммунологии и микробиологии
  5. СНИЛ биохимии белков крови
  6. СНИЛ иммунологии и микробиологии
  7. СНИЛ «Биоиндикация и экологический мониторинг
  8. СНИЛ радиационной гигиены и эпидемиологии
  9. СНИЛ «Молекулярно-генетическая лаборатория»
  10. СНИЛ «Радиобиология»
Количество преподавателей и информация по остепенению
На факультете работают 83 штатных преподавателя (из них 4 доктора и 30 кандидатов наук) и 35 внешних совместителей (из них 11 докторов и 18 кандидатов наук).
 
Количество обучающихся студентов, магистрантов:
1 курс: 167 (дневное), 94 (заочное).
2 курс: 176 (дневное), 68 (заочное).
3 курс: 185 (дневное), 102 (заочное).
4 курс: 135 (дневное), 77 (заочное).
5 курс: 115 (дневное), 74 (заочное).
6 курс: 58 (заочное).
Магистранты: 4 — дневное обучение, 8 (1 курс) и 6 (2 курс) — заочное обучение.

Факультет сегодня
Выполнение международных проектов TEMPUS HS (2012-2015 гг.) и TEMPUS EcoBRU (2013-2015 гг.), направленных на разработку учебных программ для подготовки специалистов второй ступени высшего образования и переподготовки специалистов в области экологической безопасности.

Международное сотрудничество

Показать »

В 2015 г. сотрудниками факультета выполнялось 19 НИР. Была опубликована 421 научная работа, в том числе: 6 монографий, 153 статьи в научных журналах и сборниках конференций, 234 тезисов. Издано 22 учебных пособия, написано 6 статей для энциклопедии. Сотрудники факультета приняли участие в работе 92 конференций и семинаров, в том числе 73 международных или с международным участием. По результатам НИР получено 6 патентов, подано 7 заявок на изобретение, зарегистрирована 1 методика, составлено 20 актов об использовании результатов НИР.

Основные направления научных исследований

Показать »

– изучение закономерностей функционирования биологических систем разного уровня организации в условиях воздействия различных факторов;
– оценка влияния и адаптации населения к факторам внешней среды в условиях влияния антропогенных и техногенных воздействий;
– разработка микробиологических и иммунологических подходов для решения экологических проблем;
– изучение эколого-эпидемиологических аспектов патологических состояний и общественного здоровья;
– изучение эффектов физических факторов радиационной и нерадиационной природы на геном соматических клеток человека;
– получение и характеристика низко- и высокомолекулярных соединений, в том числе маркеров экологических воздействий, имеющих диагностическую и терапевтическую значимость.
В ближайший период научные исследования факультета будут развиваться в следующих направлениях:
– разработка микробиологических и иммунологических подходов для решения экологических проблем и иммунологических методов антиген-специфической диагностики иммунообусловленных заболеваний;
– разработка подходов и рекомендаций по выявлению иммунотропной, иммуностимулирующей и противоопухолевой активностей специфического бис-(3′, 5′)-циклического димерного гуанозинмонофосфата в качестве иммунотропного агента нового поколения;
– оценка влияния экзогенных биологически активных веществ на системы вторичных посредников в клетках иммуной системы;
– поиск молекулярных маркеров окислительного стресса;
– молекулярно-генетический анализ генов предрасположенности к раку молочной железы и почки, анализ кариологических особенностей опухолевых клеток как предикторов агрессивности опухолевого роста и риска рецидивов;
– разработка новых методов отбора в спорте высших достижений, основанных на молекулярно-генетических подходах;
– оценка минеральной обеспеченности детей и подростков, проживающих в условиях высокой антропогенной нагрузки;
– изучение влияния антропогенных воздействий на биологические системы;
– научно-методическое обеспечение преподавания филологических дисциплин в неязыковом вузе.