Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета

Ядерная и радиационная безопасность

Специальность: 1-100 80 01 Ядерная и радиационная безопасность

Степень: Магистр технических наук

Общая характеристика специальности:специальность 1-100 80 01 «Ядерная и радиационная безопасность» в соответствии с ОКРБ 011-2009 относится к профилю образования Р «Службы безопасности», направлению образования 100 «Экологическая безопасность» и обеспечивает получение степени магистра технических наук.

Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени
     Уровень основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени высшее образование первой ступени по специальностям:

  • 1-33 01 03 «Радиоэкология»;
  • 1-100 01 01 «Ядерная и радиационная безопасность»;
  • направлению специальности 1-31 05 01-05 «Химия (радиационная, химическая и биологическая защита».
  • Лица, имеющие высшее образование первой ступени по иным специальностям, участвуют в конкурсе с учетом результатов сдачи дополнительных экзаменов по учебным дисциплинам, перечень которых определяется учреждением высшего образования в соответствии с рекомендациями учебно-методического объединения по экологическому образованию.

Формы получения высшего образования второй ступени
      Обучение в магистратуре предусматривает следующие формы: очная (дневная).

Сфера профессиональной деятельности магистра
      Основными сферами профессиональной деятельности магистра являются:

  • 721 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук;
  • 8532 Техническое и профессиональное среднее образование;
  • 854 Высшее образование;
  • 841 Государственное управление общего характера, управление в социально-экономической сфере;
  • 869 Прочая деятельность по охране здоровья.

Объекты профессиональной деятельности магистра
      Объектами профессиональной деятельности магистра являются:

  • источники ионизирующего излучения;
  • радиоактивные отходы;
  • радионуклиды в окружающей среде;
  • территории и экосистемы, загрязненные в результате ядерных и радиационных инцидентов, аварий и катастроф;
  • атомные станции;
  • научно-технические и научно-педагогические системы и методы трансфера знаний и технологий в сфере ядерной и радиационной безопасности.

Задачи профессиональной деятельности магистра
      Магистр должен быть подготовлен к решению следующих задач профессиональной деятельности:

  • проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем;
  • осуществление сложных наблюдений и экспериментов;
  • обработка, анализ результатов наблюдений и экспериментов;
  • составление планов и программ исследований и разработок;
  • составление практических рекомендаций по использованию результатов исследований и разработок;
  • разработка локальных нормативных правовых актов на основе действующих нормативных правовых документов Республики Беларусь в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
  • контроль выполнения требований ядерной безопасности, радиационной безопасности и требований нормативных документов на рабочем месте;
  • оценка состояния обеспечения ядерной безопасности, радиационной безопасности человека и окружающей среды для каждого конкретного применения источников ионизирующего излучения и/или ядерных материалов по профилю организации;
  • разработка мероприятий по ослаблению негативных последствий ядерных и радиационных аварий, восстановлению контроля над источником ионизирующего излучения, осуществлению мер радиационной защиты при перевозке радиоактивных источников, утилизации и захоронению радиоактивных отходов;
  • участие в обучении персонала безопасным методам труда, участие в работе по аттестации и сертификации рабочих мест;
  • разработка мероприятий по снижению выбросов радиоактивных веществ, уменьшению облучения персонала организации;
  • подготовка отчетов об обследовании окружающей среды и обращении с радиоактивными отходами, составление отчетности по вопросам производственной санитарии и радиационной безопасности, включая регистрацию доз облучения, полученных персоналом;
  • участие в расследовании и анализе причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предупреждению, в проверке знаний правил ядерной и радиационной безопасности у персонала организации;
  • участие в работе по анализу причин возникновения и предупреждения чрезвычайных ситуаций с источниками ионизирующего излучения и ядерными материалами;
  • участие в приемке вновь построенных и реконструированных объектов учреждения, организации, использующих источники ионизирующего излучения и/или ядерные материалы от лица организации;
  • разработка мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и культуры безопасности в организации;
  • обучение и воспитание кадров в области ядерной и радиационной безопасности;
  • подготовка и принятие инновационных и управленческих решений;
  • проведение занятий;
  • разработка учебно-методических пособий.

Возможности продолжения образования магистра
   Магистр должен быть подготовлен к освоению образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) преимущественно по следующим специальностям:

  • 01.04.01 Приборы и методы экспериментальной физики;
  • 05.11.10 Приборы и методы для измерения ионизирующих излучений и рентгеновские приборы;
  • 05.11.13 Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий;
  • 05.14.03 Ядерные энергетические установки, включая проектирование, эксплуатацию и вывод из эксплуатации;
  • 05.26.05 Ядерная и радиационная безопасность.

Требования к профессиональным компетенциям магистра

Магистр должен быть способен:
Научно-исследовательская деятельность
   Использовать современные достижения науки и передовых технологий в ядерной и радиационной безопасности.

Планировать и осуществлять научные исследования в области ядерной и радиационной безопасности.

Выбирать методы анализа и обработки данных, анализировать и представлять результаты научных исследований.

Представлять результаты исследований в виде отчетов и публикаций, проводить семинары, конференции; намечать практические рекомендации по использованию научных исследований.

Проектная деятельность
      Формулировать технические задания, разрабатывать и использовать средства автоматизации при проектировании.

Разрабатывать методические и нормативные документы, предложения и проводить мероприятия по реализации разработанных проектов и программ.

Организационно-управленческая деятельность
      Использовать элементы экономического анализа при организации практической деятельности на предприятиях.

Владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала.

Оценивать затраты и результаты деятельности организации.

Инженерно-инновационная деятельность
      Разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии и реализовывать их.

Осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов.

Разрабатывать нормативные методические документы в области ядерной и радиационной безопасности.

Использовать современные компьютерные технологии для решения инженерных и инновационных задач профессиональной деятельности.

Научно-педагогическая и учебно-методическая деятельность
     Применять теоретические знания и практические навыки для педагогической работы в учреждениях образования, грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития.

Руководить научно-исследовательской работой студентов.

Разрабатывать учебно-методические пособия и учебные планы.