Специальность: 1-100 80 01 Ядерная и радиационная безопасность
Степень: Магистр технических наук
Общая характеристика специальности:специальность 1-100 80 01 «Ядерная и радиационная безопасность» в соответствии с ОКРБ 011-2009 относится к профилю образования Р «Службы безопасности», направлению образования 100 «Экологическая безопасность» и обеспечивает получение степени магистра технических наук.
Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени
Уровень основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени – высшее образование первой ступени по специальностям:
- 1-33 01 03 «Радиоэкология»;
- 1-100 01 01 «Ядерная и радиационная безопасность»;
- направлению специальности 1-31 05 01-05 «Химия (радиационная, химическая и биологическая защита».
- Лица, имеющие высшее образование первой ступени по иным специальностям, участвуют в конкурсе с учетом результатов сдачи дополнительных экзаменов по учебным дисциплинам, перечень которых определяется учреждением высшего образования в соответствии с рекомендациями учебно-методического объединения по экологическому образованию.
Формы получения высшего образования второй ступени
Обучение в магистратуре предусматривает следующие формы: очная (дневная).
Сфера профессиональной деятельности магистра
Основными сферами профессиональной деятельности магистра являются:
- 721 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук;
- 8532 Техническое и профессиональное среднее образование;
- 854 Высшее образование;
- 841 Государственное управление общего характера, управление в социально-экономической сфере;
- 869 Прочая деятельность по охране здоровья.
Объекты профессиональной деятельности магистра
Объектами профессиональной деятельности магистра являются:
- источники ионизирующего излучения;
- радиоактивные отходы;
- радионуклиды в окружающей среде;
- территории и экосистемы, загрязненные в результате ядерных и радиационных инцидентов, аварий и катастроф;
- атомные станции;
- научно-технические и научно-педагогические системы и методы трансфера знаний и технологий в сфере ядерной и радиационной безопасности.
Задачи профессиональной деятельности магистра
Магистр должен быть подготовлен к решению следующих задач профессиональной деятельности:
- проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем;
- осуществление сложных наблюдений и экспериментов;
- обработка, анализ результатов наблюдений и экспериментов;
- составление планов и программ исследований и разработок;
- составление практических рекомендаций по использованию результатов исследований и разработок;
- разработка локальных нормативных правовых актов на основе действующих нормативных правовых документов Республики Беларусь в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
- контроль выполнения требований ядерной безопасности, радиационной безопасности и требований нормативных документов на рабочем месте;
- оценка состояния обеспечения ядерной безопасности, радиационной безопасности человека и окружающей среды для каждого конкретного применения источников ионизирующего излучения и/или ядерных материалов по профилю организации;
- разработка мероприятий по ослаблению негативных последствий ядерных и радиационных аварий, восстановлению контроля над источником ионизирующего излучения, осуществлению мер радиационной защиты при перевозке радиоактивных источников, утилизации и захоронению радиоактивных отходов;
- участие в обучении персонала безопасным методам труда, участие в работе по аттестации и сертификации рабочих мест;
- разработка мероприятий по снижению выбросов радиоактивных веществ, уменьшению облучения персонала организации;
- подготовка отчетов об обследовании окружающей среды и обращении с радиоактивными отходами, составление отчетности по вопросам производственной санитарии и радиационной безопасности, включая регистрацию доз облучения, полученных персоналом;
- участие в расследовании и анализе причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предупреждению, в проверке знаний правил ядерной и радиационной безопасности у персонала организации;
- участие в работе по анализу причин возникновения и предупреждения чрезвычайных ситуаций с источниками ионизирующего излучения и ядерными материалами;
- участие в приемке вновь построенных и реконструированных объектов учреждения, организации, использующих источники ионизирующего излучения и/или ядерные материалы от лица организации;
- разработка мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и культуры безопасности в организации;
- обучение и воспитание кадров в области ядерной и радиационной безопасности;
- подготовка и принятие инновационных и управленческих решений;
- проведение занятий;
- разработка учебно-методических пособий.
Возможности продолжения образования магистра
Магистр должен быть подготовлен к освоению образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) преимущественно по следующим специальностям:
- 01.04.01 Приборы и методы экспериментальной физики;
- 05.11.10 Приборы и методы для измерения ионизирующих излучений и рентгеновские приборы;
- 05.11.13 Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий;
- 05.14.03 Ядерные энергетические установки, включая проектирование, эксплуатацию и вывод из эксплуатации;
- 05.26.05 Ядерная и радиационная безопасность.
Требования к профессиональным компетенциям магистра
Магистр должен быть способен:
Научно-исследовательская деятельность
Использовать современные достижения науки и передовых технологий в ядерной и радиационной безопасности.
Планировать и осуществлять научные исследования в области ядерной и радиационной безопасности.
Выбирать методы анализа и обработки данных, анализировать и представлять результаты научных исследований.
Представлять результаты исследований в виде отчетов и публикаций, проводить семинары, конференции; намечать практические рекомендации по использованию научных исследований.
Проектная деятельность
Формулировать технические задания, разрабатывать и использовать средства автоматизации при проектировании.
Разрабатывать методические и нормативные документы, предложения и проводить мероприятия по реализации разработанных проектов и программ.
Организационно-управленческая деятельность
Использовать элементы экономического анализа при организации практической деятельности на предприятиях.
Владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала.
Оценивать затраты и результаты деятельности организации.
Инженерно-инновационная деятельность
Разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии и реализовывать их.
Осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов.
Разрабатывать нормативные методические документы в области ядерной и радиационной безопасности.
Использовать современные компьютерные технологии для решения инженерных и инновационных задач профессиональной деятельности.
Научно-педагогическая и учебно-методическая деятельность
Применять теоретические знания и практические навыки для педагогической работы в учреждениях образования, грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития.
Руководить научно-исследовательской работой студентов.
Разрабатывать учебно-методические пособия и учебные планы.