Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета

Радиобиология

Специальность: 1-33 81 02 Радиобиология

Степень: Магистр радиобиологии

Образовательный стандарт

Общая характеристика специальности: специальность 1-33 81 02 «Радиобиология» в соответствии с ОКРБ 011-2009 относится к профилю образования Н «Экологические науки», направлению образования 33  «Экологические науки», и обеспечивает  получение степени магистра радиобиологии.

Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени
      Уровень основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени – высшее образование первой ступени по специальностям:

  • 1-02 04 01– Биология;
  • 1-02 04 01– Биология и химия;
  • 1-02 04 04 – Биология. Дополнительная специальность;
  • 1-02 04 05-04 – География. Охрана природы;
  • 1-02 04 07 – Биология. Валеология;
  • 1-31 01 01 – Биология (по направлениям);
  • 1-31 05 01-05 – Химия (радиационная, химическая и биологическая защита);
  • 1-33 01 01 – Биоэкология;
  • 1-33 01 02 – Геоэкология;
  • 1-33 01 04 – Экологический мониторинг, менеджмент и аудит;
  • 1-33 01 05 – Медицинская экология;
  • 1-33 01 06 – Экология сельского хозяйства;
  • 1-57 01 01 03 – Мониторинг состояния окружающей среды;
  • 1-57 01 03 – Биоэкология;
  • 1-79 01 01 – Лечебное дело;
  • 1-79 01 02 – Педиатрия;
  • 1-79 01 03 – Медико-профилактическое дело;
  • 1-79 01 04 – Медико-диагностическое дело;
  • 1-80 02 01 – Медико-биологическое дело;
  • 1-100 01 01 – Ядерная и радиационная безопасность.
  • Лица, имеющие высшее образование первой ступени по иным специальностям, участвуют в конкурсе с учетом результатов сдачи дополнительных экзаменов по учебным дисциплинам, перечень которых определяется учреждением высшего образования в соответствии с рекомендациями учебно-методического объединения по экологическому образованию.

Формы получения высшего образования второй ступени
      Обучение в магистратуре предусматривает следующие формы: очная (дневная), заочная.

Сфера профессиональной деятельности магистра
      Основными сферами профессиональной деятельности магистра являются:

  • 016 Деятельность, способствующая выращиванию сельскохозяйственных культур и разведению животных;
  • 021 Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
  • 721 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук;
  • 75000 Ветеринарная деятельность (клинико-патологические и другие диагностические мероприятия в отношении животных);
  • 841 Государственное управление общего характера, управление в социально-экономической сфере;
  • 854 Высшее образование;
  • 86909 Прочая деятельность по охране здоровья не включенная в другие группировки.

Объекты профессиональной деятельности магистра
      Объектами профессиональной деятельности магистра являются:

  • земельные и другие виды природных ресурсов;
  • зоны с особыми условиями использования территорий;
  • человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью;
  • методы и средства оценки риска;
  • методы и средства защиты человека и среды обитания;
  • правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую среду;
  • научно-исследовательские, образовательные, производственно-хозяйственные и социально-экономические системы.

Задачи профессиональной деятельности магистра
      Магистр должен быть подготовлен к решению следующих задач профессиональной деятельности:

  • осуществление технологического контроля за процессами биологического производства, решение проектных и производственных задач, требующих базовой и специальной биологической и медико-биологической подготовки, организация деятельности в области охраны природы и рационального природопользования, проведение медико-статистического и эпидемиологического анализа и экспертной оценки влияния на популяции и различные группы населения вредных и агрессивных факторов окружающей среды, ионизирующих излучений с целью мониторинга, прогнозирования и профилактики патологических процессов;
  • проведение морфологических, физиолого-биохимических, иммунологических и радиобиологических исследований на клеточном, тканевом и организменном уровне с целью экспертной оценки степени и уровня их патологических изменений; подготовка результатов лабораторных исследований для медико-диагностических целей в клинико-диагностических центрах; получение материалов для лабораторных анализов, квалифицированное проведение экспериментов, подготовка экспертных заключений по результатам экспериментов и анализов;
  • организация подготовки планов и программ обучения студентов, учащихся и специалистов, повышающих свою квалификацию, по теории, практике и методам исследования строения, функции и химической организации компонентов биологических систем на разных уровнях организации в норме и при воздействии ионизирующих излучений и различных факторов окружающей среды,
  • сбор и подготовка научных материалов, квалифицированная постановка экспериментов, исследование молекулярно-биологических и молекулярно-генетических характеристик клеток в норме и экспертная оценка их изменений после воздействия ионизирующих излучений и неблагоприятных экологических факторов или других патологий; проведение полевых исследований, обработка результатов полевых и экспериментальных исследований, экспертная оценка уровня воздействия ионизирующих излучений и факторов окружающей среды на человека и другие живые организмы;
  • проведение анализа конкурентоспособности и экономической эффективности инновационных разработок с учетом международных требований; проведение поиска, систематизации и анализа информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям.

Возможности продолжения образования магистра
      
Магистр должен быть подготовлен к освоению образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) преимущественно по следующим специальностям:

  • 03.00.01 Радиобиология;
  • 03.01.02 Биофизика;
  • 03.01.04 Биохимия;
  • 03.02.07 Генетика;
  • 03.02.08 Экология;
  • 03.03.01 Физиология.

Требования к профессиональным компетенциям магистра

Магистр должен быть способен:
Научно-производственная деятельность
       Квалифицированно работать в производственных лабораториях организаций, осуществлять радиационные, химико-аналитические, молекулярно-биологические, физиолого-биохимические и другие формы анализов в пределах усвоенной образовательной программы.

Анализировать и оценивать собранные данные о радиационной и экологической обстановке, проводить экспертную проработку проектов по оценке экологических и радиационных рисков в организациях различных регионов.

Производственно-технологическая деятельность
       Участвовать в контрольно-экспертной проверке выполнения радиационных и экологических нормативов в области контроля уровня техногенных воздействий на экосистемы.

Проводить работы в области неинфекционной (экологической) эпидемиологии.

Работать в центрах гигиены и эпидемиологии в качестве специалиста эколога с использованием современных информационных и компьютерных технологий.

Быть способным проводить работу по анализу общественного здоровья в целях оценки и прогнозирования состояния здоровья населения.

Быть способным к анализу уровня воздействия на популяцию человека экстремальных и вредных факторов окружающей среды и к выработке мероприятий по оптимизации этого воздействия.

Организационно-управленческая деятельность
      Планировать и организовывать работу на уровне структурных подразделений и организаций для решения профессиональных задач.

Разрабатывать стандарты, процедуры и методики в рамках интегрированных систем управления (менеджмента качества, управления охраной труда и др.);

знать производство, нормы и правила охраны труда и противопожарной безопасности и уметь организовать работу с их соблюдением, контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину.

Составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам.

Научно-педагогическая и учебно-методическая деятельность
      Осуществлять педагогическую работу медико-биологического и экологического профиля в организациях повышения квалификации.

Обеспечивать на должном уровне такие формы деятельности, как организационно-педагогическая и учебно-методическая работа в учреждениях образования, экологических и просветительских центрах.

Быть подготовленным для проведения пропаганды охраны природы и окружающей среды, оптимизации воздействия человека на окружающую среду, стратегии устойчивого развития, экологического подхода к решению любых хозяйственных, бытовых и технических вопросов и проблем в индустриальном обществе просвещенных потребителей.

Организовывать и проводить санитарно-просветительскую работу по привитию населению навыков здорового образа жизни и пропагандировать на всех уровнях отношение к общественному здоровью как к главной производительной силе государства.

Научно-исследовательская деятельность
       Проводить научные исследования в области радиобиологии, экологии, биологии, экологической, лабораторной и радиационной медицины в учреждениях НАН Беларуси, в учреждениях высшего образования, в прикладных научно-исследовательских институтах, научно-практических центрах, лабораториях учреждений Минлесхоза, Минсельхозпрода, Минздрава и других ведомств медико-биологического профиля.

Планировать и выполнять экспедиционные работы по сбору экспериментального материала для оценки радиационной и экологической обстановки, анализировать и давать экспертную оценку полученной полевой и лабораторной информации.

Обобщать и систематизировать результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику, составлять научно-технические отчеты и другую установленную документацию.

Проводить квалифицированный анализ полученных результатов, давать их экспертную оценку и составлять прогнозы, определяя стратегию дальнейших научных исследований.

Инновационная деятельность
       Осваивать и реализовывать инновации в профессиональной деятельности.

Осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям.

Оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность выполнения инновационных разработок с учетом международных требований.