Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета

Экология (биологические и технические науки)

Специальность: 1-33 80 01 Экология (биологические науки); 1-33 80 01 Экология (технические науки)

Степень: магистр биологических наук; магистр технических наук.

Образовательный стандарт

Общая характеристика специальности: специальность 1-33 80 01 «Экология» в соответствии с ОКРБ 011-2009 относится к профилю образования H «Экологические науки», направлению образования 33 «Экологические науки» и обеспечивает получение степени магистра (по отраслям наук): биологических, сельскохозяйственных, физико-математических, химических, технических.

Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени
      Уровень основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования второй ступени – высшее образование первой ступени по специальностям:

  • 1-33 01 01 «Биоэкология»;
  • 1-33 01 04 «Экологический мониторинг, менеджмент и аудит»;
  • 1-33 01 05 «Медицинская экология»;
  • 1-33 01 06 «Экология сельского хозяйства»;
  • 1-57 01 01 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;
  • 1-57 01 02 «Экологический менеджмент и аудит в промышленности»;
  • 1-57 01 03 «Биоэкология»;
  • 1-80 02 01 «Медико-биологическое дело»;
  • по направлениям специальностей:
  • 1-31 05 01-04 «Химия (охрана окружающей среды)»;
  • 1-40 01 02-06 Информационные системы и технологии (в экологии).
  • Лица, имеющие высшее образование первой ступени по иным специальностям, участвуют в конкурсе с учетом результатов сдачи дополнительных экзаменов по учебным дисциплинам, перечень которых определяется учреждением высшего образования в соответствии с рекомендациями учебно-методического объединения по экологическому образованию.

Формы получения высшего образования второй ступени
      Обучение в магистратуре предусматривает следующие формы: очная (дневная) и заочная.

Сфера профессиональной деятельности магистра
      Основными сферами профессиональной деятельности магистра являются:

  • 01 Растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях;
  • 721 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук;
  • 85 Образование;
  • 86 Здравоохранение.

Объекты профессиональной деятельности магистра
      Объектами профессиональной деятельности магистра являются:

  • природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты;
  • природные ресурсы;
  • экологические системы локального, регионального и глобального уровней;
  • природно-антропогенные, природно-хозяйственные и территориально-производственные системы разного иерархического уровня;
  • популяции и биоценозы, человек, биологические системы различных уровней организации, процессы их жизнедеятельности и эволюции;
  • биологические, биоинженерные, биомедицинские технологии, биологическая экспертиза и мониторинг;
  • научно-технические и научно-педагогические системы и методы трансфера знаний и технологий в области охраны окружающей среды.

Задачи профессиональной деятельности магистра
      Магистр должен быть подготовлен к решению следующих задач профессиональной деятельности:

  • проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем;
  • проведение сложных наблюдений и экспериментов;
  • обработка, анализ результатов наблюдений и экспериментов;
  • использование достижений науки и современных технологий в области системы экологических наук;
  • подготовка и проведение знаний с обучающимися, руководство их научно-исследовательской работой, разработка учебно-методического образования;
  • проектирование типовых мероприятий по охране природы;
  • проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
  • проведение экологической экспертизы различных видов проектного анализа;
  • разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;
  • составление баз данных и моделирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка природно-экологического и природно-ресурсного потенциала регионов;
  • оценка воздействия на окружающую среду сельскохозяйственного производства;
  • проведение анализа и выполнение экспертной оценки в управленческой сфере в области образования, здравоохранения, в компьютерных и аналитических центрах по методам исследования экологических ситуаций и преодоления последствий вредных воздействий окружающей среды;
  • биомониторинг, химический и биологический контроль состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на нее; экспертная оценка и контроль качества общественного здоровья популяций человека;
  • осуществление научно-практической и экспериментально-аналитической деятельности в области исследований влияния окружающей среды на человека и другие живые организмы на разных уровнях организации;
  • разработка эффективных средств мониторинга экосистем различного уровня на базе физических методов исследования.

Возможности продолжения образования магистра
    Магистр должен быть подготовлен к освоению образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) преимущественно по следующим специальностям:

  • 03.01.01 Радиобиология;
  • 03.01.02 Биофизика;
  • 03.01.03 Молекулярная биология;
  • 03.01.04 Биохимия;
  • 03.01.09 Математическая биология,  биоинформатика;
  • 03.02.03 Микробиология;
  • 03.02.07 Генетика;
  • 03.02.08 Экология (по отраслям);
  • 03.03.03 Иммунология;
  • 05.11.13. Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий;
  • 05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ;
  • 05.23.19 Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства;
  • 06.01.00 Агрономия;
  • 06.01.01 Общее земледелие;
  • 06.01.02 Мелиорация, рекультивация и охрана земель;
  • 06.01.03 Агропочвоведение, агрофизика;
  • 06.01.04 Агрохимия;
  • 06.01.05 Селекция и семеноводство сельскохозяйственных растений;
  • 06.01.06 Луговодство и кормопроизводство. Лекарственные и эфирно-масличные культуры;
  • 06.01.07 Защита растений;
  • 06.01.08 Овощеводство;
  • 06.01.09 Растениеводство;
  • 06.01.10 Плодоводство;
  • 25.03.13 Геоэкология.

Требования к профессиональным компетенциям магистра

Магистр должен быть способен:
Научно-исследовательская деятельность
 
Использовать современные достижения науки и передовых технологий в области биологии, природопользования и охраны окружающей среды, экологической и лабораторной медицины, агрономии.

Планировать и осуществлять научные исследования в области профессиональной деятельности.

Профессионально оценивать и применять методы анализа и обработки данных, анализировать и представлять результаты научных исследований.

Представлять результаты исследований в виде отчетов и публикаций, проводить семинары, конференции; разрабатывать практические рекомендации по использованию научных исследований.

Проектная деятельность
      Формулировать технические задания, разрабатывать и использовать средства автоматизации при проектировании.

Разрабатывать методические документы, нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, нормативы допустимых воздействий на окружающую среду и человека, нормативы антропогенных нагрузок.

Проводить оценку возможного воздействия на окружающую среду при разработке проектной документации и реализации проектных решений. Разрабатывать в составе проектов проектируемых объектов раздел «Охрана окружающей среды».

Организационно-управленческая деятельность
      Использовать методы эколого-экономического анализа при организации практической деятельности в организациях. Оценивать затраты и результаты деятельности организации.

Владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала.

Проводить внутреннюю экспертизу научно-исследовательских и проектных работ.

Инженерно-инновационная деятельность
      Разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности в организациях и реализовывать их.

Осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов.

Разрабатывать технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды.

Использовать современные компьютерные технологии для решения инженерных и инновационных задач профессиональной деятельности.

Научно-педагогическая и учебно-методическая деятельность 
      Применять теоретические знания и навыки для педагогической работы в учреждениях высшего образования, грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию образования и воспитания в области охраны окружающей среды.

Руководить научно-исследовательской работой студентов.

Разрабатывать учебно-программную и учебно-методическую документацию.

Экспертно-аналитическая и контрольно-ревизионная деятельность
      Проводить государственную экологическую экспертизу согласно Закону Республики Беларуси «О государственной экологической экспертизе».

Проводить экологический аудит.

Оценивать рекреационный потенциал территорий с природоохранной и экономической точки зрения, принимать участие в обеспечении функционирования особо охраняемых природных территорий, сохранении и поддержании биологического разнообразия, природного и культурного наследия.

Работать в качестве аналитиков и экологов-экспертов для лабораторной оценки уровня содержания и характера воздействия экстремальных факторов среды на население и разработки методов их оптимизации с использованием современных информационных и компьютерных технологий.