Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета

Убирательная кампания

Минчанам предлагают избавиться от хлама в любое удобное для них время

Столичное ЖКХ организовало общегородскую акцию по сбору крупногабаритных бытовых отходов (КБО). В чем суть мероприятия и как на него отреагировали жители многоквартирных домов.

По графику или как

Согласно существующему порядку КБО разрешено складировать в специально отведенных местах на дворовых территориях, пояснили в ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ). Это либо отдельная спецплощадка, либо отсек на контейнерной площадке. Также можно использовать свободное место возле мусороприемной камеры рядом с подъездом. На таких точках должны быть указаны дни вывоза крупногабаритки, например понедельник и четверг. Это информация для жителей, чтобы они выносили ненужные вещи накануне. К сожалению, горожане нередко игнорируют график. В результате старый диван, тумбочка или дверь находятся на всеобщем обозрении несколько дней, внося ложку дегтя в бочку дворового благоустройства. Кроме того, санслужба может привлечь коммунальщиков к ответственности за неудовлетворительное санитарное состояние территорий.

— Акция организована с целью привлечь внимание жителей и СМИ к данной проблеме, чтобы совместными усилиями упорядочить процесс сбора и вывоза крупногабаритных бытовых отходов, — объясняет главный специалист отдела по благоустройству, санитарному содержанию жилищного фонда и работе с населением МГЖХ Наталья Шевченя. — Предприятия ЖКХ районов совместно с ЖЭУ определили адреса, по которым образуется большое количество КБО. В частности, это дома, в которых жители делают ремонт, обновляют мебель и выбрасывают старую, а также те здания, где проводят капитальный ремонт. Здесь службы ЖКХ совместно с организациями по вывозу отходов устанавливают дополнительные контейнеры вместимостью до 8 м3, увеличивают количество рейсов для транспортировки КБО на полигон. Возле подъездов развешивают объявления о том, что можно выносить и складировать разный хлам в любой день вне зависимости от графика. На данном этапе нам важно увидеть реакцию жителей. Возможно, на каких-то дворовых территориях, объединяющих группу жилых зданий, большие контейнеры оставим по окончании акции.

Обычно КБО вывозят 1-2 раза в неделю. Шесть районов столицы обслуживает УП «Спецкоммунавтотранс», три — СООО «Ремондис Минск».

Своими глазами

К одной из взятых на контроль контейнерных площадок возле дома № 31 на улице Калиновского утром буднего дня отправились наши корреспонденты. Здесь дополнительный контейнер пока не размещали, но УП «Спецкоммунавтотранс» увеличил количество рейсов. И это оправданно: к бетонному ограждению площадки с одной стороны были прислонены несколько оконных рам, межкомнатные двери, наличники, шкафчик, разные элементы внутриквартирной отделки. С другой — матрас, пара автомобильных шин, тумбочка и что-то в мешках.

Заглянули в мешки — куски штукатурки, плитки, цемента. То есть строительные отходы, которые жильцы обязаны вывозить на полигон самостоятельно или с привлечением стороннего транспорта на платной основе.

— Такую услугу оказывает и наше предприятие, — говорит начальник отдела эксплуатации УП «Спецкоммун­автотранс» Иван Цуканов. — Но обращаются редко. Возможно, потому, что за­яви­те­лю нужно также ехать на полигон и производить на месте  плату за утилизацию отходов предприятию «Экорес».

Этот вопрос в отношении физических лиц еще не упорядочен. Поэтому вынуждены транспортировать и стройотходы.

— К этой площадке выносят мусор жители 7 домов, — уточняет директор ­ЖЭУ-5 Первомайского района Сергей Шкут. — По возможности стараемся отследить, кто складирует строительные отходы, берем на заметку квартиры, в которых выполняют перепланировку, но привлечь нарушителя к ответственности непросто. Что касается КБО: оповестили жильцов, предложили им очистить от хлама балконы, подвалы. И люди откликнулись. Причем в период акции им не нужно придерживаться графика, согласно которому вывоз КБО осуществляли 2 раза в неделю.

Тем временем подъехал мусоровоз с задней загрузкой — крупногабаритку вывозят только на таких. Обычно погрузкой занимается экипаж машины — водитель и грузчик. Но в этот раз им помогали дворники ЖЭУ, и процесс пошел быстрее. Загрузив первую партию, водитель нажал на кнопку, включилось оборудование пресса, которое уплотняет отходы. Раздался треск и скрежет — привычная для коммунальщиков «музыка».

— Коэффициент прессования — до 6, то есть объем отходов в кузове уменьшается в 6 раз, — рассказывает Иван Цуканов. — За один рейс удается забрать КБО в среднем с 10 площадок. Таким образом, в кузов помещаются ­4-5 т отходов.

За 2017 год УП «Спецкоммунавтотранс» вывезло 247 000 т твердых бытовых отходов, в том числе 30 000 т крупногабаритных и 12 000 т вторичных материальных ресурсов в смешанном виде (пластик, стекло, бумага).

Источник: Минский курьер